Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Версия обычного сайта
Шапка
 
Опрос

Год театра

Меню

Поиск

г

...

...

...

Культура РФ

...нар

Кто вы, товарищ Андропов?

Андроповский район отмечает 105-летний юбилей Ю.В.Андропова, нашего земляка, председателя КГБ СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС. Юрия Андропова иногда называют человеком без биографии. О его жизни известно меньше, чем о жизни любого другого главы КПСС.

Из официальной биографии

Родился Юрий Андропов 15 июня 1914 года на станции Нагутская Ставропольской губернии в семье железнодорожника. Детство у будущего генерального секретаря выдалось тяжёлым. Родители его рано умерли: отец – когда ему было всего пять лет, мать – учительница музыки – в 1927 году. И с 1930 года - в шестнадцать лет - Юрий Андропов начинает свой трудовой путь: сначала работает грузчиком, потом телеграфистом, матросом.

В 1932 году он поступает на учебу в Рыбинский техникум водного транспорта. Там стал освобожденным секретарем комсомольской организации техникума, комсоргом судоверфи имени Володарского в Рыбинске.

Комсомольская карьера продолжилась на должности завотделом, а затем и первого секретаря Ярославского обкома ВЛКСМ.

С 1939 года начинается партийный взлет Андропова. Он первый секретарь ЦК ЛКСМ Карелии, в годы войны участвует в партизанском движении. В 1947 году избирается вторым секретарем ЦК Компартии Карело-Финской ССР. В 1951-м переводится в аппарат ЦК КПСС.

1953 год ознаменовал начало дипломатической карьеры Юрия Андропова. Уже через год он - Чрезвычайный и полномочный посол в Венгерской Народной Республике.

Вернувшись на родину в 1957 году, Андропов работает завотделом ЦК КПСС, избирается секретарем ЦК КПСС.

В мае 1967 года он был назначен председателем Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. И практически сразу избран кандидатом в члены политбюро ЦК КПСС.

В мае 1982-го он становится секретарем ЦК КПСС, в ноябре - генеральным секретарем ЦК КПСС, а позже и председателем Президиума Верховного Совета СССР. 9 февраля 1984-го Андропов умер. 15 лет он возглавлял КГБ и 15 месяцев формально стоял во главе партии и государства.

Это официальные данные, известные многим.

 Нам Юрий Андропов представляется любителем джазовой музыки, поэзии (сам сочинял стихи), человеком энциклопедических знаний, скромным, искренне любящим свою страну и болеющим за нее всей душой.

В Андроповском районном краеведческом музее хранится книга Ю.В.Андропова «Избранные речи и статьи», изданная Московским издательством политической литературы в 1979 году. Книга подарена музею делегацией с. Полтавка Крымской области в 1990 году.

Дадим слово самому Юрию Владимировичу, познакомимся с его рассуждениями и мыслями на различные темы. Статья «О любви к родному краю», опубликованная в газете «Комсомольская правда» 13 июня 1943 года.

1. Родина, край, дом.

«К сожалению, у нас до сих пор еще плохо поставлена пропаганда природных богатств краев и областей, мы плохо прививаем подрастающему поколению любознательность, интерес к родным местам. И на уроках географии, и на уроках истории мало говорят о своем крае, о своем районе. А ведь юноши и девушки должны знать, чем богат и славен их район, какая у него история. Любовь к родным местам усиливается, когда места эти становятся культурнее, благоустроеннее. Любоваться природой и красивыми видами, чувствуя себя гостем – этого еще очень мало. Другое дело, когда сама молодежь заботится о том, чтобы сделать свое село красивым и культурным»

2. «На деревянных судах плавают железные люди»

«Немалую роль в воспитании твердого, волевого характера у молодежи могут сыграть добрые народные традиции и обычаи. Кто не помнит знаменитых казачьих джигитовок, татарского сабантуя? Через многие поколения прошла народная любовь к смелости, ловкости, к мужеству. При умелой постановке воспитательной работы мы можем и должны использовать традиционные народные состязания, соревнования в силе и ловкости для физической закалки молодежи».

3.Что вы поёте?

«Любить свой край, свою республику – это значит знать и ценить народные песни, былинный эпос, танцы. Замечательные песни народов нашей страны, воспевающие ратные подвиги богатырей, прославляющие народную стойкость в борьбе против иноземных захватчиков, подчас молодежи вовсе неизвестны. Мы должны восстановить в правах традиционные народные игры, пляски, гулянья. Должны привить молодежи любовь к народной песне, к народным видам спорта».

4. Отцы и дети

«Следует обратить внимание и на воспитание подрастающего поколения в духе уважения, любви, почтения к родителям, старшим. Мы ждем: в самое ближайшее время должны появиться кинокартины и пьесы, рисующие боевые традиции народов нашей страны, воспевающие родные края, пропагандирующие народные обычаи, песни, пляски. Мы ждем: в самое ближайшее время должны быть написаны книги, раскрывающие перед нашим умственным взором материальные и духовные богатства родных мест. Все это, несомненно, сослужит великую службу делу воспитания советской молодежи».

Об общем культурном уровне и вкусах Андропова есть разноречивые свидетельства. По утверждению Горбачёва, Юрий Владимирович любил как старинные казачьи песни, так и творчество бардов 60-х годов: Юрия Визбора и Владимира Высоцкого, и сам неплохо пел.

Менее известно о другом его увлечении, настоящей страсти. Он почти профессионально знал творчество… Глена Миллера. У Андропова была исключительная по своей полноте коллекция грампластинок американского джазмена, он наизусть помнил многие пьесы Миллера. Хорошо знавшие Андропова, называли его "романтиком с Лубянки".

Исследователи, пытаясь найти ответ на вопрос «Кто вы, товарищ Андропов?», вынуждены опираться на самый ненадежный источник - мемуары. А документально подтвердить свои выводы не могут. Юрий Владимирович был великим конспиратором, ни с кем не дружил и не вел дневников.

Когда Юрий Андропов умер, на его рабочем столе среди бумаг нашли листок со стихами:

Мы бренны в этом мире

под луной.

Жизнь только миг.

Небытие навеки.

Кружится во Вселенной

шар земной,

Живут и исчезают человеки...

 



«Солдатский герой»

Совсем скоро все мы будем праздновать день Великой Победы – 9 мая. Будем смотреть по телевизору фильмы о Великой Отечественной войне, слушать военные песни и, конечно, поздравлять ветеранов. Современная молодежь, увы, практически лишена возможности непосредственного общения с участниками Великой Отечественной войны – время безжалостно. Молодое поколение знает о войне немного. Даже книги и фильмы не способны передать весь ужас, кошмар и ту атмосферу боёв, через которые прошли ветераны Великой Отечественной войны. Однако, чем более отдаляемся мы от 1945 года, тем острее встает вопрос об исторической памяти нынешнего и грядущего поколений. Нам достались в наследство «немые свидетели войны»: документы, фотографии, письма. В них вся правда о войне. В Андроповском районном краеведческом музее хранится выпущенная в нашем районе книга «Солдаты Победы» о земляках - участниках войны 1941-1945 годов, возвратившихся с полей сражений к мирной жизни. Откроем книгу, вчитаемся в скупые строчки. Сегодня хочется рассказать о четырежды «солдатском герое» Марченко Максиме Гордеевиче. Родился он в 1913году в с. Султан Курсавского района. Призван Курсавским РВК 15.07.1941г. Звание - старшина минометной роты. Боевой путь : Южный фронт 1941г, Закавказский фронт 1942г, Северо-Кавказский фронт 1943г., 2 Украинский фронт 1945г. Член ВКПб. Был ранен 06.05.1942г, 22.09.1942г, 07.051944г. Максим Гордеевич участник освобождения Кавказа, Чехословакии. Награжден 4 медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За оборону Кавказа», орденом Отечественной войны» II степени. За каждой наградой стоит подвиг, тяжелый труд, лишения и страдания. Кого и за что награждали высшей медалью в наградной системе СССР «За отвагу»? Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за храбрость, проявленную в бою. Эта медаль была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 «Об учреждении медали «За отвагу». Автор медали советский художник С.И.Дмитриев. Медаль «За отвагу» серебристого цвета, имеет форму круга диаметром 37 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. Медаль изготавливалась из серебра 925 пробы. На лицевой стороне медали в верхней части изображены три летящих самолёта. Под самолётами помещена надпись в две строки «За отвагу», на буквы наложена красная эмаль. Под этой надписью изображён стилизованный танк Т-35. В нижней части медали надпись «СССР», покрытая красной эмалью. На реверсе (оборотной стороне) — номер медали. В числе первых Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1938 г. медалью "За отвагу" были награждены воины — пограничники Гуляев Николай Егорович и Григорьев Борис Федорович, задержавшие группу диверсантов у озера Хасан. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн. награждений. Бойцы, воюющие в штрафных частях РККА, на время отбытия наказания лишались воинского звания и наград, которые восстанавливались после освобождения. За проявленные отвагу, мужество и героизм бойцы штрафных подразделений могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были медалями «За отвагу». В песне В. Высоцкого «Штрафные батальоны» есть строки: «И если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь «За отвагу». Всего медалью «За отвагу» было награждено около 4,6 млн человек. Давайте почитаем скупые строчки приказов и наградных листов. Четырьмя медалями «За отвагу» был награжден Марченко М.Г. К своей первой медали он был представлен 22.10. 1943 года, « За период боевых действий на косе Вербяная и под станицей Голубицкая с 30.09.43 по 05.10.43 года под сильным артиллерийско-минометным огнем противника, в трудных условиях (по пояс в воде, в зарослях камыша в плавнях) бесперебойно и аккуратно снабжал роту горячей пищей и боеприпасами». В наградном листе о второй медали «За отвагу» (приказ №4/н от 20.02.1944г.) говорится: «Работая старшиной минометной роты без устали днем и ночью обеспечивал минометы своей роты боеприпасами. Во время бомбардировки расположения минометной роты, на огневой позиции загорелись ящики из-под мин, огонь грозил взорвать комплект мин. Он первым начал оказывать помощь раненым бойцам и организовал тушение ящиков с минами». Третья медаль украсила грудь старшины приказом № 39/н от 22.12.1944г. «В бою за населенный пункт Бай 7.12.44г. при прорыве обороны старшина Марченко показал себя храбрым и умелым воином. В этом бою он заменил раненого командира расчета и, командуя минометным расчетом, показал умение. Его расчет уничтожил три огневые точки противника, мешавших продвижению нашего подразделения вперед. Когда противник попытался контратаковать наши порядки, расчет старшины Марченко огнем миномета уничтожил более восемнадцати немецких солдат». Наконец, четвертой медали Максим Гордеевич был удостоен 23.04.1945г уже будучи командиром минометного расчета 2 стрелкового батальона за то, что «он в бою под г. Киев огнем из своего миномета подавил огонь 2 пулеметов противника, рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты врага, пытавшегося контратаковать наши позиции». Согласно статистике по книге «Солдаты Победы», 368 фронтовиков, наших земляков, вернулись с фронта с медалью «За отвагу». 23 из них награждались дважды. Кривошеев Федор Тимофеевич вернулся с тремя медалями «За отвагу». С двумя медалями «За отвагу» вернулась с фронта Куликова Екатерина Григорьевна. И закончить рассказ о медали «За отвагу» хочется любопытным фактом. В январе 1954 года исполнилось полвека героического боя российского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой. Спустя пятьдесят лет в живых оставались еще 45 участников того трагического сражения. Всем им в знак признания их героического подвига и в связи с полувековым юбилеем этого события были вручены медали «За отвагу». 9 Мая - праздник, который объединяет и молодежь, и стариков, и взрослых, и совсем еще юных жителей нашей Родины. В каждой семье – судьба и история дедов и прадедов, отстоявших свободу. Уверены, что дети и внуки победителей будут также крепко любить Родину, хранить традиции и всегда помнить о великом подвиге своего народа. Поколение ветеранов войны сейчас уходит. Нам остается только хранить светлую память о героях войны и тыла, стараться быть достойными их подвига.


Василий Дмитриевич Рузляев

Андроповский районный краеведческий музей часто заходил седой человек военной выправки с доброй улыбкой на лице. Он приветствовал сотрудников музея и сразу просил разрешения пройти в зал Боевой Славы, где подолгу стоял у диорамы Штурм Сапун-горы. Мы хорошо знали этого человека. Это был Василий Дмитриевич Рузляев – участник Великой Отечественной войны, один из 8 жителей нашего района- участников операции по освобождению Крыма, проявивший при штурме Сапун-горы подлинный героизм. Родился Василий Дмитриевич в 1924 году в Пензенской области. Закончил школу. В мае 1941 года призван на службу в РККА Евлахским РВК Азербайджанской ССР. Многое вспоминал Василий Дмитриевич из тех грозных лет. К счастью, в нашем музее хранятся аудиофайлы с живым голосом ветерана. Никогда не сотрется в памяти май 1944 года: Крым, Сапун- гора. Немцы всеми силами старались удержать полуостров. На Сапун горе фашистами было сооружено 6 ярусов траншей, прикрытых противопехотными и противотанковыми минными полями, обнесенными 5 рядами проволочных заграждений. Притаившись в крепких дотах и дзотах, противник глубоко просматривал местность, а в ночное время ярко освещал её ракетами. Однако, несмотря ни на что, войска 4 Украинского Фронта, вместе с Авиацией и Флотом нанесли мощнейший удар по обороне противника, расчленили вражескую группировку и полностью её уничтожили. От ураганного огня, разрывов снарядов и бомб дрожала земля. С исключительной храбростью солдаты поднимались все выше и выше, выбивая противника из дзотов и траншей. В дни наступательных боев в Крыму Рузляев Василий Дмитриевич уничтожил 12 станковых и 6 ручных пулеметов противника. В Севастополе во время рукопашной схватки ему удалось захватить в плен немецкого офицера. Командование наградило Василия Рузляева орденом Красной звезды, орденом Славы 3 степени, двумя медалями «За отвагу». Позже он был награжден орденом Отечественной войны 2ст.и медалью «За победу над Германией» Из книги Н.К.Закуренкова «32-я гвардейская»: «Батальоны 85-го гвардейского полка, овладев еще двумя высотами западнее Комарова, под шквальным пулеметным и минометным огнем вынуждены были залечь. В этот момент отделение 3-й пулеметной роты гвардии сержанта Рузляева выдвинулось на фланг батальона и метким огнем заставило врага замолчать. Открыла огонь артиллерия. Гитлеровцы дрогнули и стали отходить, но снова попали под огонь нашей артиллерии и пулеметов гвардии сержанта Рузляева. За мужество и отвагу Василий Рузляев был награжден орденом Красной Звезды» Вместе со своей 32-й гвардейской стрелковой Таманской Краснознаменной ордена Суворова дивизией Василий Рузляев с боями освобождал Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию. Радостная весть о Победе застала Василия Рузляева в Германии под городом Ростоком. За высокие боевые заслуги, мужество и отвагу командование дивизии направило Василия Рузляева в Москву для участия в параде Победы. 24 июня 1945 года он шагал по Красной площади. После Победы он еще два года продолжал службу в Германии, затем демобилизовался, работал на Хачмасском консервном заводе в Азербайджане. Там и женился. У него родилось трое детей. Затем он переехал вместе с семьей в Ставропольский край с Водораздел. 30 лет он отдал работе на железнодорожном транспорте, обеспечивая безопасность движения поездов и бесперебойное продвижение грузов и пассажирских поездов. Он работал монтером пути, бригадиром, обходчиком. За добросовестный труд и активную работу награжден медалью «Ветеран труда». И снова слово ветерану. В минуты откровения Василий Дмитриевич рассказывал: «Родился я в Пензенской области в селе Наровчат. Родители были верующими, и нас, своих четверых сыновей, воспитывали в православной вере. В 1941 году мать проводила нас на войну. Благословляя меня, она сказала: «Да хранит тебя Бог!» В горах Кавказа наша армия отступала, немцы шли за нами. Фашисты были близко. Я спрятался за большое дерево, и немцы, не заметив меня, пробежали мимо. В боях за Севастополь мне ранило обе ноги. Я пытался встать, но не смог. Немцы добивали раненых. И ко мне подошел немец с винтовкой, нажал на курок, но выстрел не последовал, так как кончились патроны. Он кольнул меня штыком и ушел. Ночь я лежал на Сапуна горе. Утром меня подобрали санитары и отправили в госпиталь. Когда было трудно, я всегда обращался к Богу. Я дошел до Берлина и прошел еще километров двести от Берлина, потом эту территорию отдали американцам. После войны вернулись домой я и мой старший брат Андрей, а двое братьев погибли. Мама мне сказала, что она молилась за нас. В 1945 году я участвовал в параде Победы. Когда мы прошли по Красной площади, стояли и ждали машину, ко мне подошла незнакомая женщина, надела на шею мне крестик (на мне не было нательного креста), повернулась и ушла, ничего не сказав мне. Показать крест я боялся. Чтобы его у меня не забрали, я спрятал крест под гимнастерку». Василий Дмитриевич был бодр, крепок и молод душой. Он часто встречался с молодежью, внес большой вклад в патриотическое воспитание молодежи.


  •  

ПАМЯТЬ - связующая нить между прошлым и будущим.

Она в сердцах и душах людей, в величественных мемориалах с вечным огнем, памятниках и скромных обелисках, фотографиях и документах. В Андроповском районном краеведческом музее бережно хранятся документальные свидетельства героического пути защитников Отечества наших земляков - андроповцев. Самые многочисленные из них - это Анкеты ветеранов Великой Отечественной войны. Любая из Анкет - бесценный документ, так как написана, как правило, самими ветеранами. Одна из анкет жителя села Курсавка Науменко Ивана Афанасьевича. Он родился в 1923году в с. Нагуты Минераловодского района. Призван Нагутским РВК в апреле 1942года. Воинское звание - младший сержант. Его 29 истребительный противотанковый полк входил в состав третьего Белорусского фронта. Иван Афанасьевич участвовал при прорывах под Орджоникидзе, под Моздоком. Прошел с боями Краснодарский край, участвовал в освобождении Новороссийска и Крымского полуострова. Принимал участие во взятии Кенигсберга. Демобилизовался в 1947году. Интересно читать скупые строчки приказов о награждении. Награжден орденом Красной Звезды 21.101944г. «В боях по прорыву вражеской линии обороны и вторжения на территорию Восточной Пруссии водитель боевой автомашины красноармеец Науменко проявил себя бесстрашным водителем, смелым воином Красной Армии. Под сильным артиллеристским и минометным огнем противника он быстро вывозил орудие на открытые ОП и обеспечивал своевременное развертывание орудия для ведения огня по врагу. В боях за ст. Таллмингкемен 21.10.1944г т.Науменко быстро вывез орудие на открытую ОП, несмотря на сильный пулеметный обстрел противника. Расчет быстро развернул орудие и уничтожил несколько огневых точек противника, обеспечив занятие станции нашей пехотой». «Медалью «За отвагу» награжден «Красноармеец Науменко И.Ф. за то, что он в боях с немецкими оккупантами за освобождение Крыма проявил бесстрашие и мужество. Машина т. Науменко всегда работает безотказно, находится в полной исправности и постоянной боевой готовности», Также Иван Афанасьевич был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». После войны Науменко И.Ф. вернулся в Курсавку, работал в совхозе Курсавский бригадиром, начальником отдела кадров сельхозуправления. Умер в 2006 году. Похоронен в селе Курсавка. Самая достойная награда – это память в наших сердцах. Откройте старый альбом, вглядитесь в старые фронтовые фотографии, разверните потертый солдатский треугольник. Это и есть память о защитниках Отечества.


«Что смолотишь, то и в амбар положишь».

Мы продолжаем рассказ о музейных предметах Андроповского районного краеведческого музея. Часто на заброшенных хуторах, возле дворов, в фундаменте и просто в поле можно встретить старинные каменные шестерни для обмолота зерна. Некоторые шестерни имеют 6, другие 7 зубов, они продолговатой формы и выточены механическим способом из известняка. Внутри них проходит деревянный, чаще металлический стержень, служивший для крепления. Эти довольно тяжёлые и громоздкие предметы были сделаны и использовались в 19-20 веке, До использования каменных шестерён, люди производили обмолот зерна с помощью цепей прибитых к палке. Способ, использующий каменные шестерни, как считают некоторые исследователи, пришёл к нам от немцев, переселившихся в Россию. Хотя данная технология была придумана около 2000 лет назад. Называется этот предмет - гарман. Технология обмолота простая. Готовилась ровная площадка, поливалась водой и утрамбовывалась. Затем ложили снопы пшеницы или ржи. Шестерни для обмолота зерна имели своё прицепное устройство к лошади, его вы видите на старинном рисунке. Лошадь с каменной молотилкой ходила по кругу, в процессе переворачивали снопы соломы. После обмолота солому сгребали, а зерно с половой сметали и веяли. Считается, что технология обмолота зерна, использующая каменные шестерни на конной тяге применялась больше всего в южных жарких широтах, где солома во время и после уборки серпами была сухой. Это доказывает большое наличие каменных шестерен и в Ростовской области, Ставропольском крае. Со второй половины ХІХ века стали появляться паровые молотилки, которые постепенно вытеснили катки на конской тяге. Их выбрасывали за ненадобностью или использовали в фундаментах построек.


Всем полезная даруй и вся спаси...

В календаре есть замечательная дата 4 ноября, когда удивительно совпали судьба России и древней иконы Казанской Божией Матери. Нельзя сказать, что Казанская, как выражаются в народе, и нынешний День Народного Единства – разные праздники. История нашего Отечества неотрывна от истории церковного почитания Казанской иконы.Небольшая, но найденная чудесным образом в 1579 года после пожара в Казани икона вскоре стала всенародной святыней. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русскому православному воинству. 4 ноября 1612 года с ее помощью князь Дмитрий Пожарский смог воодушевить свое ополчение и освободить Москву от польских захватчиков. С этого момента началась новая жизнь для русского государства. Царем был избран Михаил Федорович Романов, который и повелел установить ежегодное празднование в Москве 4 ноября. По восшествии на престол царя Алексея Михайловича было повелено праздновать праздник иконе во всех городах. Петр Великий всегда брал Казанскую икону Богородицы во все свои походы и повелел построить в новой столице Петербурге Казанский собор. А 4 ноября 1721 года в России праздновался Ништадский мир, заключенный Петром I со шведами после многолетней войны. Защитила Казанская икона Божией Матери Россию от гибели и в Великой Отечественной войне. Чудотворную икону Казанской Божией Матери обнесли вокруг осажденного Ленинграда. Город выстоял. Постоянные службы перед иконой Казанской Божией Матери шли и в Сталинграде. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Из множества икон Богородицы, почитаемых в русской православной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К Казанской иконе Божией Матери чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах. « ... Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». Одна из икон Казанской Божией Матери хранится в нашем районном краеведческом музее. Непростая судьба этой иконы. Она находилась в построенной в 1867 году церкви в села Султан. В смутные 30-е годы 20 века церковь была закрыта и переоборудована в клуб. Чтобы иконы не были безвозвратно утеряны, жители села тайком за одну ночь разобрали их по домам и все годы бережно хранили. Икона Казанской Божией Матери попала в семью Бибиковых, которые,уезжая из села, передали её Кушнаревой Л. П. В 1994 году Любовь Петровна любезно передала эту старинную икону в дар районному музею. Начиная с 2005 года, Россия празднует 4 ноября День народного единства – в память о событиях далекого 1612 года. Этот день выбирался нашим правительством, как день победы в освободительной войне 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. После долгого перерыва (1917 – 2005 годы) традиция празднования возобновилась. Государственный выходной 4 ноября радует и всех верующих православной церкви, в календаре которой это — день Казанской иконы Божией Матери.


Ткачество – древнее ремесло

Недавно в Андроповском краеведческом музее появился уникальный экспонат – деревянный ткацкий станок, возраст которого более 100 лет. Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. В русской деревне не было такой женщины, которая бы не владела этим мастерством, причем девочек обучали ручному ткачеству с ранних лет. Повзрослев, девушки ткали себе для свадьбы приданое, сами изготавливали подарки жениху и всей его родне. Замужние женщины шили домотканую одежду для всей семьи. Таким образом, совершенно очевидно, что ручное ткачество было занятием семейным. В дар музею станок был передан семьей Кокориных из села Суркуль. Николай Николаевич и Антонина Васильевна привезли его из Кировской области в 1974 году. Изготовленный в конце XIX века неизвестным мастером из деревни Лопатино Вятской губернии станок изначально принадлежал бабушке Антонины Васильевны, которая на новом в то время станке из выращенного в крестьянском хозяйстве льна ткала холсты для своей семьи, и на продажу. Из холстов шила выходную и повседневную одежду, котомки, мешки, «онучи» (портянки) и другое. Традиции домашнего ткачества в семье передавались из поколения в поколение. Бабушка и мама холстами и половиками, сотканными на подаренном музею станке, обеспечивали не только свою семью, но и родню, и соседей, да и просто знакомых. Уже будучи в Суркуле мама Антонины Васильевны вручную на станке ткала только половики, на которые у нее были заказы. Антонина Васильевна всегда помогала маме готовить материал (резала тряпки, заправляла нити в станок), но самостоятельно таким кропотливым трудом занималась очень редко. Поэтому, когда Евдокии Васильевны не стало, станок хранился в семье Кокориных, как семейная реликвия. Благодаря бережливости и аккуратности Антонины Васильевны, деревянный сохранился и был передан в дар музею, в настоящее время экспонат занял достойное место среди предметов старины в экспозиции «Крестьянский быт».


«Неисчезающее наследие»

Развитие такого предмета мебели, как буфет, прошло долгую историю. Его появление связано с эпохой средневековья, однако окончательная форма буфета оформилась спустя некоторое время во Франции, где мастера стали изготавливать специальные шкафы для кухонных принадлежностей, имевшие дверцы и полки. В семнадцатом столетии появился новый посудный шкаф, в котором было принято хранить семейные старинные сервизы из серебра и фарфоровые изделия. Подобная конструкция оказалась настолько универсальной и удобной, что ее практически без изменений приняли в разных странах Европы. Реформы Петра Ι в начале 18 века способствовали тому, что в и Российском быту стали активно появляться все новые и новые элементы обстановки. Вместе с ними вошли в обиход иностранные слова, называющие эти заморские предметы мебели: «трюмо», «комод», «этажерка», «буфет». Буфет – это всегда изыскано, необычно и многофункционально. Этот необычный элемент кухонного дизайна способен совмещать в себе невообразимое множество, казалось бы, несовместимых между собой характеристик: удобство в эксплуатации, большая вместительность и вместе с тем экономия пространства. Ни с чем не сравнимый дух старины, который в одночасье способен легко совмещаться с изобилием разных стилей и быть эталоном высокого вкуса. Такая мебель радует глаз и непременно останется поводом для гордости. Только истинные знатоки антикварных вещей могут оценить вековой, потертый, но очень крепкий шкаф для посуды в кухонном интерьере. Чтобы такое понимать, следует просто вспомнить о том, какую уникальную положительную энергетику несет мебель того или иного раритета. Вот поэтому старинные буфеты на кухне – это неповторимый, в прямом смысле слова, штрих яркого, устаревшего, повидавшего годы и загадочного элемента меблировки. В районном краеведческом музее совсем недавно появился старинный буфет ручной работы середины прошлого века, некогда принадлежавший семье Верховод: Анастасии Прохоровне и Калистрату Андреевичу – жителям станицы Старогладовской Шелковского района Чеченской республики. Обычные сельские труженики, вырастив и продав лук на рынке в городе Грозном, на вырученные деньги купили очень модный в то время шкаф для посуды - буфет. С тех пор этот предмет мебели верой и правдой служил им в течение многих и многих лет. Выросли и повзрослели четверо детей, появились внуки, а буфет продолжал хранить семейные ценности – столовые и чайные сервизы, ложки и вилки, графины и стаканы, всю посуду, которая имелась в доме, и даже швейные принадлежности в ящичках буфета, которые всегда были под рукой, в случае необходимости. Из воспоминаний сестер Верховод (ныне Кузуб Екатерины Калистратовны и Дудошкиной Надежды Калистратовны), им всегда хотелось заглянуть на полочку буфета и попробовать самое вкусное мамино вишневое варенье, которое тоже хранилось в буфете. Они рассказали о том, как семья переезжала с места на место, перевозя с собой не только ценные вещи, но и очень дорогой для них старинный кухонный буфет. В итоге он попал в их родительский дом на хуторе Николаевском, а уж оттуда был передан сестрами в дар районному краеведческому музею. После реконструкции, проведенной в зале №1 районного краеведческого музея буфет гармонично вписался в экспозицию «Быт середины 20 века» наряду с металлической кроватью ручной работы, застеленной лоскутным покрывалом, украшенной ажурным подзором,этажерка и старинное трюмо, вытканные половички – все это создает уют придает колорит комнаты 50-60 годов прошлого века. Когда от интерьера комнаты веет таинственностью, знайте, в обстановке обязательно имеется некий стародавний элемент мебели. Что бы ощутил тот мастер, умелые руки которого старательно работали над этим элементом, если бы узнал что его вещь, спустя полсотни лет доступна для тысяч людей? Главной задачей краеведческого музея является сохранение таких раритетных экспонатов и показ их многочисленным посетителям и ценителям старины. Интересно только, как они будут смотреть на эти вещи и образы через сто лет? И доживет ли до тех вре

Минкультуры России
<

...

...

Памятные даты.

Страницы России

bus.gov.ru

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz
29163810